Яркие картинки с грибами, рассказ про каждый гриб и раскраски с грибами. Изучая удивительный мир окружающей природы, не забудьте поподробнее рассказать детям о грибах –
уникальных обитателях природного мира, занимающих срединное положение между царством животных и растений.
Если спросить малышей, к какой группе относятся грибы, они, без сомнения, ответят – к растениям.
В качестве доказательств могут быть приведены следующие доводы:
Тут-то и можно преподнести им сюрприз, рассказав о том, что клетка гриба по своему строению больше напоминает клетку животного – к примеру, жука или скорпиона, так как покрыта хитиновой (панцирной) оболочкой. Кроме того, грибы не могут под действием солнечных лучей вырабатывать собственные питательные вещества, как это делают растения, а значит, это тоже служит отличительным признаком.
Спросите деток: где чаще всего в лесу можно встретить гриб? Конечно же, под деревом. Не даром многие грибы получили свои названия от названий своих лучших друзей — деревьев, под которыми они растут (под-осиновик, под-березовик). А чем объясняется такое соседство? Как раз тем, что грибы не могут обеспечить себя всеми нужными веществами, как это делают растения. Поэтому многие из них стараются дружить с деревьями, чтобы через их корни получать те продукты, которых им не хватает.
Размышляем, на какие большие группы делятся все грибы? Конечно же, на грибы съедобные и грибы не съедобные.
Пусть детки вспомнят самых известных представителей каждой группы, а вы помогайте им, заранее вооружившись карточками-фотографиями с изображением грибов.
Для лучшего усвоения и большей наглядности, на доске или столе закрепите карточки с названием группы: «Съедобные грибы» и «Не съедобные грибы». Каждую картинку после обсуждения отправляйте в соответствующую группу. При этом грибы-двойники лучше изучать параллельно, это научит малышей быть осторожными в процессе их сбора.
В изучении съедобных грибов вам поможет видео-презентация «Съедобные грибы»:
Как правило, ребятишки знают следующие виды:
Шампиньон. Этот гриб специально выращивается в теплицах, так как он, в отличие от многих своих собратьев, не нуждается в соседстве с деревьями. Какие два отличительных признака шампиньона нужно запомнить? Первый – розовый или темно-коричневый цвет пластинок под шляпкой. Второй – красноватый или желтый оттенок мякоти гриба. И, конечно же, нужно помнить об уникальном аромате этого гриба, который невозможно ни с чем перепутать, если хотя бы раз вдохнуть.
Сразу же вспоминаем, как называется двойник этого благородного гриба? Конечно же, бледная поганка. Рассматриваем ее изображение, ищем отличительные черты. Самые наблюдательные смогут отметить:
Дополняем, что мякоть бледной поганки на срезе всегда остается бледной, за что этот гриб и получил свое название.
Сыроежка. Этот гриб отличается яркостью и разнообразием окрасок своей шапки. От поганок он отличается толстой ножкой, мясистой шляпкой и хрупкой мякотью. А своим названием он обязан тому факту, что не требует длительной варки, так как не содержит вредных веществ.
Подберезовик. Один из ярких представителей союза грибов с деревьями. Отличается необычным (крапчатым) цветом своей ножки и трубчатым строением шапки.
Подосиновик. Из его названия видно, что этот гриб особенно дружен с осиной. И его шапочка ярко-красного цвета – такая же, как листья осины осенью.
Рыжик отличается от остальных грибов не только своим цветом, но и тем, что его срез со временем приобретает синий оттенок.
Опята. Дружные грибы, которые растут на пеньках срубленных или погибших деревьев. Одни из самых поздних грибов, появляются лишь в начале осени.
Маслята. Необычные грибы, растущие в хвойных лесах. Их шапочка покрыта слоем маслянистой жидкости, за что они и получили свое название.
Груздь. Всеобщий любимец, царь соленых грибов. Отличается необычной формой и короткой ножкой. Встречается в двух видах – мокрый (его поверхность покрыта бахромой и слегка влажная) и сухой – с гладкой шляпкой.
Белый гриб, боровик. Благородный представитель своего вида. Обладатель очень толстой, мясистой светлой ножки и шляпки с трубчатым строением низа.
Лисички. Необычные рыжие грибы, у которых ножка плавно переходит в шляпку с волнистым краем.
Говоря о лисичках, сразу же нужно вспомнить их опасного двойника – ложных лисичек, и обратить внимание на их отличия от настоящих: неприятный запах, яркую окраску (с красноватым оттенком), ровные края шляпки.
Тут же вспоминаем о самом известном не съедобном грибе – . Рассуждаем, откуда могло произойти это название. Ребятишкам запоминается тот факт, что мухомор очень опасен для различных насекомых, и наши предки раскладывали его грибы на окнах, чтобы в дом не залетали мухи.
Каждый малыш знает, как выглядит этот гриб, настолько уникальна его окраска. Детям будет также интересно узнать, что шляпка мухомора может быть не только красной, но и коричневой или желтой.
И, наконец, вспомним еще одного необычного представителя грибного царства – трюфель. Этот деликатесный гриб растет в лиственных лесах, причем под слоем земли. Поэтому для его добычи используют различные способы. Особенно хорошо находят трюфели свиньи и специально обученные собаки.
Для большей наглядности используем плакат с изображением всех распространенных съедобных и не съедобных грибов, среди которых находим знакомые, а также изучаем ранее не встречавшиеся грибы.
Через плакат, на котором изображения грибов прорисованы, плавно переходим к следующей, закрепляющей части занятия – картинкам с грибами. На некоторых из них отображены основные особенности каждого гриба, благодаря чему он становится узнаваемым. На других мы видим общие контуры грибов. Можно предложить малышам загадки или стишки о грибах, которые подходят к картинкам.
Картинка для детей гриб (стихи о грибах, загадки о грибах) используются с целью закрепления знания названий основных частей гриба; при помощи них мы пытаемся вспомнить, как и какими частями, а также характерным местом своего обитания отличаются друг от друга те грибы, которые сегодня изучали.
Например, можно предложить такие стишки и загадки:
Шапочка моя –
Там, где хвоя.
На солнце блестит,
В руках скользит. (масленок)
С толстой ножкой, невелик,
В мох укрылся…(боровик).
Если заберусь в корзину –
Будет вам запас на зиму.
Очень я хорош на вкус!
Догадались? Это … (груздь).
Водят дружный хоровод
Рыжие сестрички.
Каждый сразу тут поймет:
Перед ним … (лисички).
На пеньке сидит отважно
Кучка храбрецов-ребят.
Их легко узнает каждый:
Кто ж не знает про ….(опят)?
Всех оттенков и цветов
Шапочки у тех грибов.
Собирайте их без спешки,
Очень хрупки …(сыроежки).
Посмотрите на видео загадки про грибы:
Как завершение занятия, для включения в работу моторной памяти, в итоговой части предлагаем малышам поработать с раскраской. Раскраска гриб настраивает малышей на спокойный лад.
Лучший способ самостоятельно научиться распознавать съедобные и несъедобные грибы - это ознакомиться с их названиями, описаниями и фото. Конечно, лучше, если несколько раз вы будете ходить по лесу с опытным грибником, или покажете свою добычу дома, но научиться различать настоящие и ложные грибы нужно каждому.
Названия грибов по алфавиту, их описания и фото вы найдете в данной статье, которую в дальнейшем сможете использовать в качестве пособия по грибоводству.
Видовое разнообразие грибов очень широкое, поэтому существует строгая классификация этих жителей леса (рисунок 1).
Итак, по съедобности их делят на :
Кроме того, их принято разделять по типу низа шляпки. Согласно этой классификации, они бывают трубчатыми (внешне напоминает пористую губку) и пластинчатыми (на внутренней стороне шляпки хорошо заметны пластинки). К первой группе относят маслят, белые, подберезовики и подосиновики. Ко второй - рыжики, грузди, лисички, опята и сыроежки. Отдельной группой считаются сморчковые, к которым относятся сморчки и трюфеля.
Также принято разделять их по пищевой ценности. По данной классификации они бывают четырех типов :
Поскольку видов существует очень много, приведем названия самых популярных с их картинками. Лучшие съедобные грибы с фото и названиями приведены в видео.
К съедобным сортам относятся те, которые можно свободно употреблять в пищу в свежем, сушеном и вареном виде. У них высокие вкусовые качества, а отличить съедобный экземпляр от несъедобного в лесу можно по цвету и форме плодового тела, запаху и некоторым характерным особенностям.
Предлагаем список самых популярных съедобных грибов с фото и названиями (рисунок 2 и 3):
К съедобным сортам также относятся шампиньоны, шиитаке, сыроежки, трюфели и много других видов, которые не настолько сильно интересуют грибников. Однако следует помнить, что практически у каждого съедобного сорта есть ядовитый двойник, названия и особенности которых мы рассмотрим ниже.
Условно-съедобных сортов немного меньше, и они годятся для употребления в пищу только после специальной тепловой обработки. В зависимости от сорта, его нужно либо долго варить, периодически меняя воду, либо просто замочить в чистой воде, отжать и приготовить.
К самым популярным условно-съедобным сортам относят (рисунок 4):
К условно-съедобным также относят некоторые виды трюфелей, сыроежек и мухоморов. Но существует одно важное правило, которого следует придерживаться при сборе любых грибов, в том числе и условно-съедобных: если у вас есть хотя бы небольшие сомнения относительно съедобности, лучше оставить добычу в лесу.
К несъедобным относятся виды, которые не употребляются в пищу из-за опасности для здоровья, плохих вкусовых качеств и слишком твердой мякоти. Многие представители данной категории являются полностью ядовитыми (смертельными) для человека, другие могут вызывать галлюцинации или легкое недомогание.
Стоит обходить стороной такие несъедобные экземпляры (с фото и названиями на рисунке 5):
Фактически, у каждого съедобного двойника есть ложный двойник, который маскируется под настоящий и может попасть в корзинку неопытного любителя тихой охоты. Но, по сути, самую большую смертельную опасность представляет бледная поганка.
Примечание: Ядовитыми считаются не только сами плодовые тела бледных поганок, но даже их мицелий и споры, поэтому категорически запрещается даже класть их в корзину.
Большинство несъедобных сортов вызывают боли в животе и симптомы сильного отравления, и человеку достаточно оказать медицинскую помощь. Кроме того, многие несъедобные сортов отличаются непривлекательным внешним видом и низкими вкусовыми качествами, поэтому съесть их можно только случайно. Тем не менее, нужно всегда помнить об опасности отравления, и тщательно пересматривать всю добычу, которую вы принесли из лесу.
Самые опасные несъедобные грибы подробно описаны в видео.
Основное отличие галлюциногенных от других видов в том, что они обладают психотропным эффектом. Их действие во многом схоже с наркотическими веществами, поэтому их намеренный сбор и употребление карается уголовной ответственностью.
К распространенным галлюциногенным сортам относят (рисунок 6):
Большинство галлюциногенных видов растут в тех местах, где съедобные просто не приживутся (слишком заболоченные почвы, полностью гнилые пни и кучи навоза). Кроме того, они небольшие, в основном - на тонких ножках, поэтому спутать их со съедобными сложно.
Все ядовитые сорта так или иначе похожи на съедобные (рисунок 7). Даже смертельно опасную бледную поганку, особенно молодые экземпляры, можно спутать с сыроежкой.
К примеру, есть несколько двойников боровика - боровик ле Галь, прекрасный и пурпурный, которые отличаются от настоящих слишком ярким окрасом ножки или шляпки, а также неприятным запахом мякоти. Также есть сорта, которые легко спутать с опенками или сыроежками (например, волоконница и говорушка). Желчный похож на белый, но у его мякоти очень горький вкус.
Есть и ядовитые двойники опят, которые отличаются от настоящих отсутствием кожистой юбочки на ножке. К ядовитым сортам относятся мухоморы: поганковидный, пантерный, красный, королевский, вонючий и белый. Паутинники легко маскируются под сыроежки, рыжики или подосиновики.
Существует и несколько видов ядовитых шампиньонов. К примеру, желтокожий легко спутать с обычным съедобным экземпляром, но при термической обработке он выделяет ярко выраженный неприятный запах.
Несмотря на то, что Россия - по-настоящему грибная страна, весьма необычные экземпляры можно встретить не только здесь, но и по всему миру.
Предлагаем вам несколько вариантов необычных съедобных и ядовитых сортов с фото и названиями (рисунок 8):
Еще одним необычным представителем считается дрожалка мозговая, которая встречается преимущественно в умеренном климате. Есть его нельзя, так как он смертельно ядовитый. Мы привели далеко не полный перечень необычных сортов, так как по всему миру встречаются экземпляры странной формы и цвета. К сожалению, большинство из них несъедобны.
Обзор необычных грибов мира приведен в видео.
Все грибы делят на пластинчатые и трубчатые, в зависимости от типа мякоти на шляпке. Если она напоминает губку - он трубчатый, а если под шляпкой видны полосы - то пластинчатый.
Самым известным представителем трубчатых считается белый, но к этой группе также относят маслят, подберезовиков и подосиновиков. Пластинчатый, пожалуй, видели все: это самый обычный шампиньон, но именно среди пластинчатых сортов больше всего ядовитых. Среди съедобных представителей можно выделить сыроежки, рыжики, опята и лисички.
Логопедические занятия с детьми проходят намного продуктивнее, если использовать специальный наглядный материал. Особенно это необходимо делать тогда, когда личный опыт малыша (по обсуждаемой теме) не слишком велик. Например, грибы дошкольники видят достаточно редко, имеют о разных их видах смутные представления, поэтому качественные изображения этих «лесных даров» позволяют не только развить детскую речь, но также значительно обогатить знания об окружающем мире, природе.
Если вы хотите картинки грибов использовать для занятий с детьми, то стоит учесть несколько правил их использования:
Карточки Глена Домана на тему “Грибы”:
Представителей этого природного царства так много, что каждый вид позволяет предложить ребенку особые задания. Для этого, конечно, нужно подобрать подходящие картинки с грибами для детей, максимально приближенные к природным.
Разные картинки грибов для детей позволяют проводить множество всевозможных логопедических игр. Вот несколько примеров:
Каждый играющий выбирает себе одну картинку с грибом и старается описать его внешние особенности. Если другой игрок угадал, то карточка переходит к нему. Побеждает тот, кто набрал больше всего картинок.
Взрослый выбирает две карточки (подосиновик-подберезовик, белый-масленок, сыроежка-мухомор) и предлагает детям увидеть как можно больше отличий между ними. Побеждает тот, кто даст ответ последним.
Предложите детям «приготовить» обед их разных съедобных грибов, известных им. Каждый должен выбрать одну картинку и назвать блюдо, которое можно приготовить с теми или другими грибочками (например: суп из белых грибов, маринованные маслята, подберезовики в сметане, соленые грузди и т.п.
Изображение любого гриба передается от одного играющего к другому. Каждый называет один из его признаков, отличительных особенностей внешнего строения. Побеждает тот участник, который сможет увидеть и назвать какую-то деталь последним.
Попросите каждого игрока выбрать себе по одной картинке с грибом для детей, специально отобранные. Затем каждый должен придумать короткую историю про своего персонажа. Рассказать про его характер, привычки, занятия. Например, Боровик - царь всех грибов в лесу, он строгий и важный, с утра до вечера занят государственными делами, любит играть в футбол и играть на балалайке. Старшим дошкольникам можно предложить придумать (по кругу) целую историю про грибное царство, к сказке можно и иллюстрации нарисовать всем вместе.
Сделайте из карточек разрезные картинки и предложите ребенку их собрать. Можно использовать для этой игры рисунки ядовитых и съедобных грибов.
Предложите ребенку отобрать несколько карточек (ему для этого понадобится небольшая корзинка), хорошо запомнить их и повторить все названия наизусть, не заглядывая в лукошко снова. Каждый играющий может попробовать стать грибником, собирая свой набор карточек.
С детьми очень полезно учить загадки по выбранной теме. Это помогает не только тренировать память, внимание дошкольника, но тауже существенно увеличивает его словарный запас, а также позволяет автоматизировать трудные звуки. Вот подборка подходящих загадок, которая называется Корзина с грибами для малышей:
Раскрашивание рисунков имеет очень важное значение для развития мелкой моторки малыша, для его речевого развития. Младшим дошкольникам нужно предлагать более крупные, простые контурные изображения самых известных грибов (белый, мухомор), а для более старших ребят будет правильнее подбирать рисунки с миниатюрными опятами, лисичками, сыроежками. Следите, чтобы дети выполняли работу только карандашами, именно это условие обеспечивает ценность раскрасок.
В статье подробно описывается процесс рисования грибов карандашом. Она заинтересует тех людей, которые увлекаются рисованием или еще только мечтают научиться рисовать. Также этот мастер-класс будет полезен родителям, которые хотят увлечь своих детей рисованием, обучить их рисованию.
Многие неопытные художники задумываются о том, как нарисовать грибы. Чтобы правильно нарисовать грибы карандашом, а затем раскрасить их, можно рассмотреть красивые и четкие фотографии, которые можно найти в энциклопедиях и познавательных журналах. А можно нарисовать грибы в лесу с натуры, если есть такая возможность. На природе удобнее всего делать зарисовки простым карандашом либо ручкой, а раскрасить их можно уже дома.
Перед тем как нарисовать гриб надо подготовить:
1. Линер;
2. Карандаш;
3. Карандаши разнообразных оттенков;
4. Стирательную резинку;
5. Альбомный лист.
Рисовать грибы лучше поэтапно:
1. Начертите ножки трех грибов и линию, обозначающую землю.
2. Схематично изобразите шляпки грибов. Пока что грибы похожи на молоточки, но это только эскиз, позже рисунок станет более реалистичным.
3. Прорисуйте шляпку крайнего грибка.
4. Нарисуйте нижнюю часть шляпки большого гриба.
5. Прочертите верхнюю часть шляпки гриба.
6. Изобразите шляпку последнего грибка.
7. Нарисуйте травинки и листочек, лежащий на шляпке одного из грибов.
8. Обрисуйте изображение линером.
9. Резинкой уберите карандашный эскиз.
10. Раскрасьте шляпку и грибок маленького гриба. Раскрашивая и рисуя грибы, учитывайте особенности их строения. Например, в данном случае изображены сыроежки, шляпки которых бывают разных оттенков. Шляпки же белых грибов могут быть окрашены в коричневый цвет, а не в желтый или же красный. А у мухоморов, например, на ножке имеется характерная «юбочка».
11. Раскрасьте шляпку большого гриба, используя для этого желтые, коричневые и рыжие тона карандашей.
12. Проштрихуйте нижнюю часть шляпки гриба и его ножку карандашами серых и коричневых оттенков.
13. Раскрасьте третий гриб теми же цветами, что и большой.
14. Траву, а также листик закрасьте зеленым карандашом.
Рисунок лесных грибов готов. Нарисовать грибы детям тоже будет не трудно, особенно если им помогут их родители. Малышам наверняка понравится раскрашивать грибочки не только карандашами, но и фломастерами либо красками.
Приглашаем Вас и Ваших детей на в нашу Школу живописи «Art People Project»!
Москва, фототипия Р. Тиле, 1889 г. 6 с. с ил. Текст на одной стороне листа. Тираж неизвестен. Листы наклеены на толстый картон и сброшюрованы в виде альбома в тканевом издательском переплёте. 25,5 х 17,5 см.ПОЛЕНОВА Елена Дмитриевна (1850-1898) - русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых женщин художников-иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве. Сестра живописца Василия Дмитриевича ПОЛЕНОВА (1850-1898).
«Думаю, что иллюстрировать наши русские сказки, - писала Елена Дмитриевна, - дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских, немецких (впрочем, чудно иллюстрированных) сказок...».
«Текст "Войны грибов" в этих выражениях я знаю с детства: так говорила нам эту сказку наша бабушка, и я очень любила её всегда. Бабушка вспоминала её большей частью дорогой, во время путешествия, которое совершалось ещё в карете, из Москвы в её Тамбовскую губернию. Провожая Тамбов, мы въезжали в большой сосновый лес, тогда бабушка обыкновенно рассказывала нам "Войну грибов". Мне до сих пор представляется, что именно в этом лесу есть всякие лесные города и посёлки», - так описывала детские впечатление от этой сказки Е. Поленова.
Из письма к Владимиру СТАСОВУ: «Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать "грибной поход". Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании - мысль мне улыбнулась - я начала иллюстрировать афанасьевскую "Белую уточку". Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила "войну грибов" в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала. Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб - это существо совсем живое и очень привлекательное...».
Для этой от начала до конца авторской книги Поленова специально разработала рукописный шрифт, продумала макет и все детали оформления: единые по всей книге орнаментальные полосы (на чётных страницах - слева, на нечётных - вверху), ситцевый переплёт с завязками; нарисовала 4 иллюстрации. Издание было напечатано фототипическим способом. Это оказалось большой ошибкой. Детальные, любовно выполненные цветные акварели превратились на печати в серую размытую массу. Часть тиража пришлось сразу же уничтожить.
«Самолюбие художника, рисунки которого искажены до неузнаваемости, требовало, чтобы вещь эту по возможности меньше видели и знали... Мечтала я издать целый ряд таких книжек, но первая дала мне так много горьких минут, что я дала себе слово никогда больше не пробовать издательской деятельности», - читаем из переписки Е. Поленовой. Несколько экземпляров художница раскрасила от руки.
«Это изданьице не имело никакого успеха и осталось очень мало распространённым. Виною тому, конечно, я сама, потому что сама вздумала издавать, а художник, мне кажется, не может и не должен быть своим издателем», - писала она В. Стасову.